В последнее время банковские пластиковые карточки используются повсеместно. Трудно найти человека, у которого нет пластиковой карты – пенсионной, зарплатной, стипендиальной и т.д. Но с развитием “электронных денег” совершенствуются и способы, которые мошенники используют для овладения чужими деньгами.
В таком случае страховая компания может компенсировать потери, если клиент заключил соответствующий полис. Однако как в действительности может помочь подобная страховка, и какие риски она предполагает?
В первую очередь отметим, что владельцы таких элитных карт, как MasterCard Gold, Visa Gold, в подарок от банка получают страховку. Проще говоря, в стоимость карты входит тариф за ее выпуск и обслуживание. Впрочем, держатели карт эконом-класса тоже имеют возможность застраховаться от мошенничества.
Что не покрывает страховка?
Главный риск, который покрывает страховка – это доступ мошенников к средствам на карточном счете, или незаконное использование средств в результате утери карты или ее кражи. Страховые компании в дополнение к этим рискам предлагают в данном полисе страхование выезжающих за рубеж, страхование от несчастных случаев. Это заметно увеличивает стоимость полиса, однако никак не повышает безопасность хранения средств на банковской карточке.
Следует также заметить, что большинство полисов не предполагают компенсации средств, потерянных в результате фишинга – самого распространенного на данный момент риска. Фишинг заключается в том, что мошенники, воспользовавшись различными техническими средствами, добывают пароли от карточного счета. Злоумышленники используют поддельные интернет-ресурсы, рассылают электронные письма, обзванивают жертв по телефону, устанавливают считывающие устройства на банкоматы. В подобных случаях практически невозможно доказать факт кражи сведений о банковском счете, поскольку человек сам выдает секретные данные о карте посторонним лицам.
Причем, даже если ситуация относится к страховому случаю, получить возмещение от страховой компании крайне сложно. Например, если жертва кражи сообщает о происшествии правоохранительным органам, а после этого возбуждается уголовное дело, то получение компенсации не вызывает особых затруднений. Но если карта потеряна, а мошенники уже сняли с нее деньги до занесения в стоп-лист, то перед выплатой компенсации страховая компания проведет расследование. Если выяснится, что клиент вовремя не сообщил банку о потере карты, либо деньги были сняты в одном из банкоматов, которыми ранее пользовался клиент, то страховая компания откажет в выплате. Основанием являются подозрения, что клиент спровоцировал или сымитировал кражу карты ради получения страховой выплаты.
Сумма страховой выплаты – лимита ответственности страховщика, то она, как правило, равна дневному лимиту, который устанавливает банк при обналичивании денег по данной карте. Страховой тариф по этому виду страхования варьируется в диапазоне 0.2 – 1.5% от лимита ответственности, установленного в страховом полисе. При этом франшиза составляет 5-10% от размера страховой суммы.
Поскольку страховые компании не способны защитить клиента от самых распространенных рисков, то можно уверенно сказать, что страхование банковских пластиковых карт от незаконного доступа мошенников является малоэффективным.
9 октября 2011 года