Неподкупная статистика информирует о том, что каждый пятый кредит в России начинается с просрочки. Свой первый платеж, который должен осуществляться примерно через 30 дней с момента выдачи займа, заемщики почему-то игнорируют. Что же является причинами такой “забывчивости”?
В банках принято считать, что если кредит не оплачивался ни разу за первые три месяца действия договора, он относится к категории мошеннических сделок. Заемщик сам или под давлением третьих лиц оформил займ, хотя изначально не собирался его возвращать. Не смотря на жесткий скорринг банков, все же на такие сделки приходится до 10% от всех заключенных кредитных договоров. Работать с подобными “просрочниками” сразу начинает служба безопасности, а по истечению срока давности – коллекторские агентства.
Причинами невнесения первого взноса по займ, согласно данным Бюро клиентских кредитных историй, может стать элементарная забывчивость. Через неделю-две заемщик просто упускает дату оплаты долга, путает ее с иными сроками и при отсутствии напоминаний в ежедневнике или смартфоны попросту не выполняет свои обязательства. При первом звонке из банка он платеж осуществит, но минус напротив его фамилии в кредитном досье уже появится. Чтобы избежать этого, БКИ советует каждому банку разработать механизм напоминаний в виде звонка или смс-уведомления о наступлении даты платежа. Тогда все забывчивые клиенты существенно снизят процент невозврата первого ежемесячного платежа.
По мнению экономистов, процент невозврата первого платежа связан с нестабильностью экономики и финансовой сферы. За месяц, который дает клиенту после выдачи займа, может произойти все что угодно. Заемщики теряют работу, их зарплата уменьшается, они меняют работодателя или вовсе вынуждены распродавать имущество для погашения долгов. И пусть даже они четко будут знать, когда нужно погашать кредит. Они физически не смогут этого сделать из-за отсутствия свободных финансов.
Внести первый взнос, по мнению банковских сотрудников, это важное и ответственное для любого заемщика обязательство. Если его осуществить своевременно, дело клиента не будет стоять на “красной” галочке и ежемесячно его не будут терзать звонками и напоминаниями. Каждая же просрочка – это повод не просто передать в БКИ негативную информацию о сотрудничестве с данным человеком, но и шанс для банка переуступить долг третьим лицам (коллекторским агентствам), которые используют совсем иные меры для работы с должниками.